Сроки реализации проекта: 01.09.2023 - 31.10.2024
Соломбала, исторический район города Архангельска, всегда была тесно связана с деревянным судостроением. В допетровские времена здесь строили промысловые суда. Пётр Первый во время своего первого визита в Архангельск в 1693 году основал на острове Адмиралтейство и первую государственную судоверфь, где строили новоманерные суда, вошедшие в состав ВМФ России. С 1917 года и до 2000-х годов здесь работала Соломбальская верфь, создававшая деревянные суда разных типов (карбасы, доры, катера и пр.). Одним из легендарных народных катеров XX века является катер "Соломбалец". Это один из символов Соломбалы, служивший не одному поколению архангелогородцев и как пассажирский транспорт, и как прогулочная лодка, и как рыболовное судно, и даже как речная дача. "Соломбалец" стал крайним аккордом массового деревянного судостроения в Архангельске (промышленного и любительского). Это связано и с закрытием Соломбальской верфи, и с возросшей доступностью металлических и пластиковых катеров, а также с изменениями в правилах регистрации маломерных судов. Тем не менее, интерес к катеру сохраняется. Это подтверждают материалы в СМИ, сообщения на форумах, предлагаемые туристические прогулки на "Соломбальцах" по Соломбалке и т.п. Энтузиасты Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания на верфи на Мосеевом острове, где сегодня идёт строительство поморского коча, планируют построить пилотный деревянный катер "Соломбалец". Он будет создан на базе чертежей, спроектированных Соломбальской судоверфью и доработанных в связи с современными требованиями регистрирующего органа, с перспективой создания линейки самоходных катеров и возможностью их тиражирования. Для этого имеется инфраструктура (ангар), инструменты (ручные и электрические, а также деревообрабатывающие станки), чертежи (общие и строительные) и команда профессионалов (инженер-конструктор, квалифицированные плотники). В рамках строительства будет сформирован прецедент создания деревянного катера "Соломбалец": от переработки бумажных чертежей под современные цифровые требования до регистрации маломерного судна в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС).
Во время реализации проекта для целевых аудиторий (судовладельцы и судостроители; старшие школьники и студенты СПО; туристы)
- будут организованы мастер-классы по судостроительному ремеслу;
- проведены профориентационные и просветительские экскурсии;
- открыта выставка "Катер "Соломбалец". Возрождение легенды";
- создан клуб владельцев катеров "Соломбальцев";
- разработаны и протестированы водные маршруты на островные территории в дельте Северной Двины.
Кроме того, строительство катера станет ещё одной точкой притяжения для туристов, интересующихся деревянным судостроением и водными путешествиями, а также одним из объектов-участников городских мероприятий.
Весь процесс строительства катера будет зафиксирован в формате фото-/видеолетописи, отражающей основные организационные и технологические судостроительные этапы, а также освещён в СМИ, на собственных информационных ресурсах и на площадках партнёров.
Таким образом, целевые аудитории проекта узнают больше о деревянном судостроении, удовлетворят свой интерес в краеведческих знаниях. Судовладельцы и судостроители получат необходимую методическую помощь в строительстве и регистрации деревянного судна. Школьники и студенты СПО смогут познакомиться со специальностями ручного труда, что будет способствовать дополнительной профориентации школьников, а студенты СПО в теории и на практике усовершенствуют свои знания и расширят плотницкие и столярные навыки. Туристы расширят кругозор знаний о деревянном судостроении и водных путешествиях, удовлетворят свою потребность в нестандартных (активных) формах проведения досуга.